Главная » Статьи » Наш Город Воронеж |
В галерее Воронежского Камерного театра открыта выставка графики известного театрального художника Юрия ХариковаВОРОНЕЖ. Галерея Камерного театра ждёт посетителей на выставку цикла графических работ, созданных Юрием Хариковым, известным художником театрального и киноискусства. В экспозицию вошло 36 графических листов, представленных Юрием Хариковым под названием «А4». Изначально этот проект не предназначался для показа публике, он создавался как закрытая лабораторная работа. Жители Воронежа стали первыми зрителями, получившими возможность знакомства с этим уникальным проектом художника. Воронеж выбран для показа выставки не случайно. Юрий Хариков родился в столице Нечерноземья. Здесь же были сделаны первые шаги в профессии художника. На открытии выставки мастер подчеркнул значение места, где представлены его работы. Более десяти лет Юрий Хариков занимался в художественной студии Дворца пионеров. Он находился в здании, соседствующим теперь с Камерным театром. В те годы на месте театра располагался вишнёвый сад, через который шёл после занятий начинающий художник. Михаил Бычков, руководитель Камерного, рассказал первым посетителям выставки «А4», что для недавно открытой картинной галереи театра это уже третья выставка. Недавно здесь представляли выставку живописи Ольги Кулагиной, наполненную буйством цвета её живописных абстракций. Теперь в галерее разместилась графика Юрия Харикова, художника, чьё творчество отмечено престижными наградами. Воронежским зрителям художник известен по спектаклю «Каин», поставленному Михаилом Бычковым. Юрием Хариковым были созданы для этой постановки оригинальные костюмы и сценография. В творческом багаже художника оформление более 150 спектаклей в театрах различных городов, в том числе и столичных. Выставка «А4», открывшаяся в галерее Камерного 22 апреля, работает до конца мая. Лауреат премии «Звезда Театрала» поведал о тернистом актерском путиЖурнал «Театрал» № 2(124), Елена Миленко Февраль
Под занавес прошлого года Федор Добронравов стал лауреатом премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» за роль в спектакле «Незабываемые знакомства». Торжественная церемония проходила в Театре Вахтангова, однако победитель приехать не смог – один из самых популярных нынче актеров был в этот день, разумеется, на съемочной площадке… — Было трогательно, когда статуэтку Мима вышли получать ваши сыновья Виктор и Иван. Сегодня можно говорить о том, что они продолжают актерскую династию Добронравовых. А ведь начиналось все с «Рубля». — Начиналось все с того, что сначала я отслужил в армии, в ВДВ, а потом поступил в Воронежский институт искусств на театральный факультет, курс Владимира Степановича Сисикина. Он же стал инициатором создания Воронежского молодежного театра, костяк которого составляли выпускники нашего курса. Мы долго просили у властей какое-нибудь помещение и, в конце концов, нам дали в детском парке небольшое здание из стекла и бетона, которое удалось переоборудовать и оснастить театральной аппаратурой. И мы три года работали в этом здании, играли дипломный спектакль, ставили премьеры. Многие артисты прошли через этот «Рубль». — А почему театру дали такое странное название? — Билет стоил рубль, вот народ и прозвал его «Рублем». — Это правда, что в то время вы еще подрабатывали дворником в детском саду. — Я везде подрабатывал дворником. А в детский сад устроился, потому что иначе туда не взяли бы Витю. Мы же студентами были, стипендия 40 рублей, в Воронеже ни жилья, ни прописки. Ребенка могли взять в детский сад только при условии, что там будет работать один из родителей. Вот я и устроился дворником. Для Вити это время оставило какие-то незабываемые, детские травмы. Он же был на круглосуточном режиме, каждый день меня видел, но при этом я его не забирал. Виктор все время плакал, и я, конечно, тоже переживал, но сделать ничего не мог. — Вы сказали, что везде подрабатывали дворником. То есть это было не только в воронежском детском саду? — Да, и здесь, в Москве, тоже дворником работал. Потом друзья устроили меня в Третьяковскую галерею на Крымском валу полы мыть. Но я не вижу в этом ничего героического. Так должен поступать любой нормальный мужчина, которому надо содержать семью. Мне нужна была подработка, хотя официально я уже служил в «Сатириконе». — Как вы очутились в московском театре? — Можно сказать, случайно. К тому времени наш «Рубль» оказался в сложной ситуации. Владимир Степанович, наш руководитель и главный режиссер, тяжело заболел, и театр остался без лидера. И так совпало, что в это время на гастролях в Воронеже был «Сатирикон». Мы с ребятами показались Константину Аркадьевичу Райкину и он, нижайший ему поклон, пригласил нас на работу в Москву. — Насколько успешно складывалась ваша карьера в столичном театре? — Моя актерская карьера складывалась, как и у многих артистов – от второстепенных ролей к главным. «Сатирикон» в то время был в таком промежуточном этапе – из Театра миниатюр превращался в настоящий репертуарный театр. Были первые спектакли – «Маугли», «Голый король», «Мнимый больной», мюзикл «Багдадский вор», в которых мы участвовали. Пятнадцать лет работы в «Сатириконе» были для меня очень счастливыми. У меня были прекрасные партнеры, с которыми мы вместе взрослели, набирались опыта, считали себя одной большой семьей. — И, тем не менее, вы ушли из этого театра. — Я решил попробовать себя в свободном полете, хотел быть независимым. Но ничего у меня не получилось. Все мы делаем ошибки в своей жизни и, когда я стал расти, как артист, то почему-то решил, что способен быть свободным человеком. Ан нет. Оказалось, что без дома актеру никак нельзя. И когда через три месяца моего «свободного» хождения по Москве Александр Анатольевич Ширвиндт пригласил меня в свой театр, я с радостью согласился. И вот уже десять лет я в этом прекрасном доме под названием Театр сатиры. Театр необходим актеру. Только в театре создается все, что относится к актерской профессии, именно здесь оттачивается мастерство. Кино, антрепризы – это так скоротечно, так быстро, что они, в основном, потребляют тебя, все твои возможности. Используют то, что наработано в театре. — Но именно кино и телевидение делают актера популярным… — Понимаете, популярность – это же медаль и у нее есть две стороны. С одной стороны популярность помогает, с другой стороны мешает. Хорошо, если твое настроение совпадает с настроением человека, который к тебе подошел, улыбается и благодарит за игру. А бывает, когда у актера какие-то проблемы жизненные, ему хочется погоревать, побыть одному, а к нему подходит веселый человек и хочет пообщаться. Вот в эти секунды, конечно, жалеешь, что ты известный человек. — Федор Викторович, для многих зрителей вы, прежде всего, комедийный актер. Но проголосовали они за ваших персонажей из спектакля «Незабываемые знакомства», рассказывающего о серьезных вещах. — Роли Мужика и Джерри очень отличаются от всех предыдущих. Много лет назад, еще в Воронеже мы с Сергеем Надточиевым уже ставили эту пьесу по новеллам Нины Садур и Эдварда Олби, но тогда у нас что-то не заладилось. Мне сложно об этом судить, потому что я не помню те ощущения, которые были тогда. Мы же тоже хотели, чтобы это вышло классно… Но нам было по 20 лет, поэтому прочувствовать всю глубину произведений было довольно сложно. И понадобилось тридцать лет, чтобы снова прийти к этому материалу. Не по-юношески, а по-взрослому, осознанно. Возможно, накопился определенный опыт для таких ролей. Я уговорил Сергея приехать в Москву и поставить этот спектакль на сцене Театра сатиры. И теперь все получилось уже более серьезно. Тридцать лет никуда не денешь – пережитое, увиденное – все это и есть жизненный опыт. Да и в жизни все поменялось, она теперь совсем другая. При таких высоких скоростях люди стали еще более одинокими. И эти две новеллы как раз о современных проблемах. О том, до чего одиночество доводит людей. Ведь даже старики говорят, что самое страшное ни болезнь и ни бедность. Самое страшное – это одиночество. Когда даже некому позвонить, или тебе уже никто не звонит. — Эти роли позволили по-другому увидеть вас, как актера. — Надеюсь. Я иду на это сознательно и хочу играть в других жанрах, не только в комедии. Раньше у меня была отдушина – спектакль «Как пришить старушку» с Ольгой Александровной Аросевой. Это было некое отдохновение души, на фоне, которого можно играть и комедии. Но с уходом Ольги Александровны этого не стало. Поэтому захотелось сыграть что-то серьезное, чтобы можно было как-то душу свою растормошить немножко. Мне вообще кажется, что комедийный артист имеет больше права играть трагические роли, чем просто драматический актер. — Вы вспомнили Ольгу Александровну Аросеву, с которой работали в одних спектаклях. А это правда, что ваша мама называла ее не иначе, как пани Моника? — Да, она до сих пор всех участников «Кабачка 13 стульев» называет по их сценическим именам. Одно время ведь эта передача была очень популярной, и я помню, как вся страна замирала, прильнув к телевизору, когда шел «Кабачок 13 стульев». Больше всех маме нравилась пани Моника, и когда мы были на гастролях в Таганроге, я познакомил ее с Ольгой Александровной. Мама была, конечно, счастлива. — В юношеские годы вы ходили на спектакли московских театров, когда они приезжали в Таганрог? — Да, конечно. Но, честно говоря, меня скорее заставляли ходить. Я даже в самом сладком сне не мог себе представить, что моя мечта быть на сцене, когда-нибудь сбудется. Мне казалось, что театр – это такое легкое юношеское увлечение, которое потом пройдет. И даже не предполагал, что моя любовь к театру так все поменяет в жизни. Поставит все с ног на голову. Но была какая-то неудержимая тяга, любовь к актерству. Хотя в юности я думал, что пойду по стопам родителей и буду работать на заводе – не больше. — Вы сказали, что ваши родители работали на заводе, а мне казалось, что Таганрог не промышленный город. Для меня он ассоциируется с Раневской, Чеховым. — В Таганроге очень много промышленных предприятий, но его по праву можно назвать и театральным городом. Я считаю, что на сегодняшний день в нем самый лучший в мире театр. Во-первых, это очень красивое здание. В свое время это был хоть и провинциальный театр, но он весь в золоте и в нем есть даже царская ложа. Этот театр пережил и войну, и репрессии. Все пережил и сохранился в первозданном виде. А еще там потрясающая акустика. Я часто приезжаю в Таганрог на гастроли, люблю бродить по городу, по местам, где прошла юность. И знаете, у меня возникло какое-то странное чувство – показалось, что все в городе стало маленькими. И деревья, и дом, в котором мы жили, он тоже стал маленьким, а раньше казался невероятным великаном. — А со своей будущей супругой, Ириной Николаевной, вы познакомились в Таганроге, или позже, когда учились в институте? — Мы знакомы класса с пятого, когда во дворце культуры я занимался в цирковой студии, а она в танцевальной. А поженились, когда я пришел из армии. И с тех пор все время вместе. Сейчас вот еще маму привез из Таганрога, чтобы жила с нами. Я же у нее любимый сын и она хочет меня чаще видеть. Правда, к сожалению, работа не позволяет уделять маме много времени, но при первой же возможности еду на дачу, чтобы навестить ее и жену. А в новогоднюю ночь на даче по традиции собирается вся наша большая семья. — В актерской среде такая дружная семья, как ваша, большая редкость. — Почему редкость? Нас таких много. Просто про нормальные семьи не пишут, нет ничего любопытного для прессы. Интереснее писать про скандалы, побои и разводы. А про такие семьи, как наша, видимо не модно. — Наверное, именно по причине того, что вы так дорожите семейными ценностями, вас назначили худруком Общенациональной программы «В кругу семьи». Кстати, как вы восприняли это назначение? — Сложно воспринял. Потому что никогда ничем и никем не руководил. Не было опыта, и вообще не было ничего, кроме страха ответственности. Но после ухода из жизни Валерия Сергеевича Золотухина, который занимал эту должность, надо было, чтобы кто-то взял на себя роль художественного руководителя, и я принял это непростое решение. Тем более и команда там подобралась профессиональная и дело уж очень хорошее, я бы сказал, намоленное – возрождение семейных ценностей. Мне нравится заниматься благотворительностью, это хорошее дело и я стараюсь, насколько хватает сил. А главное, программа прекрасная. — У этого проекта есть театральное агентство, с которым сотрудничает Кшиштоф Занусси. Расскажите о своей работе с этим легендарным режиссером. — Я занят в спектакле «Воспитание Риты», который поставил Занусси. Но это не первая его работа в проекте. Он дружил с Золотухиным и поставил два спектакля: «Все мои сыновья» и «Король умирает», где Валерий Сергеевич сыграл главные роли. А потом Кшиштоф создал спектакль «37 открыток» в память о своем друге. Что касается спектакля «Воспитание Риты», то могу сказать, что работать с Занусси просто замечательно. Мы сделали спектакль за семь дней! Занусси вызвал нас в Польшу, поселил в своем доме и неделю мы в нем репетировали. Кшиштоф удивительный человек. Он прекрасно говорит на десяти языках, в том числе и на русском. Ездит по всему миру, проводит мастер-классы, ставит спектакли. А еще занимается благотворительностью. Недалеко от его дома расположен пансионат для слепых детей, так он практически содержит этих 300 детей и 700 человек обслуги. Ищет для них спонсоров, сам помогает, чем может. А как он работает с артистами…Такое ощущение, что мы сами делаем спектакль. Потому что замечания, которые он делал по ходу репетиции, не лишали тебя творчества, а наоборот – самого подталкивали к правильному решению. — Глядя на то, как работает Занусси, не возникло желания самому заняться режиссурой? — Нет, я, прежде всего актер. — Как актеру, вам не кажется, что кинорежиссеры эксплуатируют ваше комедийное дарование, не предлагая серьезные роли. — К сожалению, кино сегодня не режиссерское, а продюсерское. А они меряют все немножко другими мерками – легко срубить и отбить вложенные деньги. А экспериментировать – это значит идти на риск. Но я сам стараюсь отказываться от комедий. Хотя в то же время думаю, может, я зря это делаю? Может господь так распорядился, чтобы я играл комедии, а я сам ломаю свою судьбу. Но мне хочется играть разные жанры: и трагедию, и лирические роли. Поэтому стараюсь противостоять стереотипу. — Федор Викторович, многие думают, что и в жизни вы все время шутите и смеетесь. Но я знаю, что вы человек тонкий, ранимый. — В моей жизни всякое бывало, но я не хочу об этом никому рассказывать. И даже если у меня есть какие-то неприятности, я никогда о них не скажу. Все время говорю, что у меня все замечательно. Поэтому у людей создается такое ощущение – Добронравов улыбается всю жизнь, всю жизнь шутит. У него замечательная жена, прекрасные дети, внуки. Все у него отлично. Ну, пускай так и будет, как люди думают. Источник: Журнал «Театрал» № 2(124), февраль Источники: http://gallerix.ru/news/dom/04/v-galeree-voronezhskogo-kamernogo-teatra-otkryta-vystavka-grafiki-izvestnogo-teatralnogo-xudozhnik-yuriya-xarikova/, http://satire.ru/interview/fyodor-dobronravov-9.html | |
Просмотров: 578 | |
Всего комментариев: 0 | |